История города

По результатам археологических раскопок основание города относится к 1005 году.
В 1240 году разрушена до основания монголо-татарарами. В 1399 году снова разрушена московским князем Юрием Дмитриевичем. С середины XV Казань - столица Казанского ханства. Летом 1552 года взята штурмом русской армией во главе с Иваном Грозным. В 1774 году сожжена войском Емельяна Пугачёва. В 1804 году в Казани открыт университет.
Сказаний и легенд о возникновении Казани сложено немало. Название города одна из легенд объясняет так: "Люди, первыми появившиеся на этом месте, брали воду в реке и упустили казан. Реку, где их казан утонул, стали звать Казанкой, а город, основанный на её берегах, получил название Казань".
Одним из самых ранних письменных упоминаний Казани является документ, в котором сказано: "Бысть же на Каме реке старый град, именем, Брягов, оттудо же прийде царь, именем Саин Болгарский. И поискав по местам проходя в лета 6685 (1177) и обретя на Волге, на самой украине русской, на сей стране Камы реки, концом прилежаху к Болгарской земле, другим же концом к Вятке и к Перми Царь вознагради на месте том Казань". Наиболее достоверна такая версия: название города произошло от слова тюркского происхождения "казан", в переводе "край, предел, граница". Казань - место на краю земли, город на границе.
Среднее течение реки Казанки в древние времена было заселено булгарами - тюркоязычными племенами. Они пришли с Урала, низовий Волги и Дона и создали в этих землях булгарское государство. Здесь скрещивались торговые пути Запада и Востока. Булгары торговали пушниной, рыбой и ремесленными изделиями с Ираном, Хорезмом, Византией и Русью. На Волге по всему торговому пути они основывали города, а недалеко от устья Ками располагалось место большой ярмарки. Столицей Волжской Булгарии был Великий город, называвшийся также Булгар.
В 1236-1240 годах Волжская булгария была завоёвана монголо-татарами и Великий город был разрушен до основания. Захват городов и неудачные выступления против завоевателей вынудили часть булгар уйти в новые места. Булгарский принц Алтынбек, один из немногих спасшихся после разгрома Булгарии, избрал местом своего пребывания Казань, небольшой город на берегах реки Казанки, к северу от бывшей столицы. В поисках более удобного и выгодного места Казань трижды переносили, и в XIV веке она становится центром обширного княжества. Казанские князья даже чеканили собственную монету "новый булгар".
В 1399 году Казань была полностью разрушена московским князем Юрием Дмитриевичем. Восстановили город ко второй четверти XV века на одном из холмов. Там впоследствии был поставлен казанский кремль, в котором располагались дворец ханов и мечети. С середины XV века Казань становится столицей Казанского ханства, его экономическим и политическим центром. Между Казанским ханством и Русью в то время существовали тесные экономические связи, нарушаемые военными действиями. Ханы совершали разорительные набеги на русские земли, особенно после 1445 года, когда престо Казанского ханства занял хан Махмутек. В ответ московские князья водили рати в казанские земли, а в 1487 году великий князь Иван III захватил Казань и посадил на престо угодного ему Мухамед-Эмина.
Город Казань лежит на левом берегу Волги, в 7 верстах от берега, в ровной местности, на небольшом холме; вокруг города протекает река Казанска, от которой и город и вся область получили своё название. ...Этот город, подобно всем расположенным на Волге городам, окружён деревянными стенами с башнями, и дома в нём также деревянные; но кремль этого города хорошо защищён толстыми каменными стенами, орудиями и солдатами. Великий князь отрядил в кремль не только воеводу, но и назначил в город ещё особого наместника, которые должны были управлять жителями и править суд. Город населяют русские татары.
Область казанская, простирающаяся налево от Волги к северу почти до Сибири, а на восток до страны ногайских татар, была раньше татарским царством. Так как это царство было очень могущественно и могло выставить в поле до 60 000 человек, то оно вело с русскими мяжкие кровавые войны и иногда принуждало их платить себе дань; однако в конце концов татары были покорены царскою державою.
А. Олеарий "О городе Казани и о том, как Казань подпала под власть московитов"
Казань была столицей ханства, которое в середине XV века почувствовало себя достаточно сильным, чтобы стать независимым от Золотой Орды; только сперва город располагался вовсе не там, где теперь, а выше по течению Казанки, вёрстах в двадцати от её слияния с Волгой. История Казани на протяжении всего пятнадцатого столетия сводится к изнурительной борьбе между татарами и русскими, а затем к убийствам туземных правителей русскими или русских правителей туземцами. Именно об этих временах повествует невнятное, но чрезвычайно распространённое предание о царице Сююнбеке. Подобно тому, как на Кавказе все замки построены царицей Тамарой, в Казани есть дворец царицы Сююнбеке, башня царицы Сююнбеке, могила царицы Сююнбеке. Такой почести обыкновенно удостаивают народы своих последних суверенных правителей.
В августе 1552 года Иоанн IV, для нас Иоанн Грозный, которого ни один историк не догадался ещё назвать Иоанном Храбрым, переходит Волгу во главе многочисленной армии и становится лагерем на обширной равнине, простирающейся от Волги до моря, в том месте, где ныне высится памятник русским, павшим во время штурма второго октября.
Штурм этот был ужасен: русские вошли через брешь от взрыва бомбы, подложенной в подкоп под кремлём царским инженером Россмойбоком. За каждый дом и за каждую улицу сражались с ожесточением, которое вкладывают и в нападение и в защиту враждебные по духу народы враждебных рас и религий.

Прямо в день взятия Казани Иоанн приказал построить из готового сруба, привезённого им с собой, маленькую деревянную церковь, и за шесть часов её сложил всю целиком от основания до маковок. В ней отслужили благодарственный молебен и панихиду за русских, павших в этом сражении.
Церковь эта, по всей вероятности, была воздвигнута там, где ныне высится каменный монумент. Сожжённая в 1774 году Пугачёвым - казаком, который пытался выдать себя за Петра III и которого, показывая народу, возили по Москве в железной клетке, Казань была вновь сожжена в 1815 году. Пожар уничтожил двадцать две церкви, три монастыря и три пятых города.
Вот чем объясняется то обстоятельство, что Казань с её восточными воспоминаниями и исламом - совершенно русский город, в нём девятьсот восемьдесят улиц, десять мостов, четыре тысячи триста домов, пятьдесят восемь церквей, четыре собора, четыре монастыря, десять мечетей, две гостиницы для путешественников, семь трактиров, два кабака, пятьдесят две тысячи двести сорок четыре жителя, из которых пятнадцать тысяч магометан, а остальные христиане: православные, раскольники или протестанты.
Увиденная с дамбы, Казань словно поднимается из глубин огромного озера. Открываясь взору со своим старым кремлём, которого никогда не достигали никакие пожары, и колокольнями своих шестидесяти двух церквей, она являет собою зрелище самое фантастичное.
Однако более всего поражает величавая и вместе живописная громада памятника русским, павшим при штурме; установленный в 1811 году, он, на мой взгляд, не может быть отнесён ни к какому из известных архитектурных стилей, а его низкие мрачные очертания полностью соответствуют назначению погребального монумента, каковое задавалось архитектору.
А. Дюма "Путёвые впечатления в Россию"
Казань строилась по типу средневековых городов - крепость и посад. Центром города был кремль с высокими дубовыми крепостными стенами. Внутри кремля находились каменные дворцовые строения, мечети, мавзолеи. Росла Казанть быстро и к концу XV века стала самым крупным городом на Средней Волге. В начале XVI века период мирной жизни города был снова нарушен и набеги возобновились. Особенно частыми они стали, когда ханский перстол Казани захватил ставленник Турции, брат крымского хана Сахиб-Гирей. В 1521 году он уступил престол Сафа-Гирею. Казань превратилась в орудие борьбы с Русью, направляемое из Турции. Постоянные набеги татар на Русь сделали Казань объектом притязаний со стороны Москвы. В XVI веке московские воеводы постоянно ходили военной ратью на Казань, а летом 1552 года к городу двинулась 150-тысячная русская армия во главе с Иваном Грозным. Уже осенью, второго октября, Казань взяли штурмом и Казанское ханство окончательно было присоединено к Москве.
Иван Грозный сразу же повелевает приступить к восстановлению разрушенного города. Сюда царским указом направляются лучшие русские мастера, которым наказано " весне в Казани новый град Казань камен делати". Внешний облик города существенно изменился. В нём появились Благовещенский собор и Спасская надвратная башня, дома местной администрации, бояр, воевод и духовенства. Город постепенно начал заселяться русскими "переселенцами", служилыми людьми и купцами из Москвы, Новгорода, Пскова, Костромы и других городов. В 1555 году была утверждена Казанская архиепископия. В Казань прибыл избранный архиепископ Гурий и другие священнослужители.
Оставаясь важным в стратегическом отношении городом, Казань XVI-XVII веков напоминала военный лагерь. По кремлёвским и посадским стенам днём и ночью ходили дозоры, мосты на ночь поднимались, ворота проезжих башен запирались, а ключи от них хранились лично у воеводы.
К концу XVII века с продвижением границ Русского государства на восток Казань теряет значение крепости, превращаясь в крупный административный и торговый город. В 1708 году Казань становится центром обширной губернии. В XVIII веке это уже крупный и богатый город, чему способствовало положение посредника в торговле между востоком и центром России. Уже с начала века здесь начинает активно развиваться промышленность. В 1714 году в Казани была основана суконная мануфактура, а в 1718-м судоверфь.
В 1774 году Казань осадили войска Емельяна Пугачёва. Восставшим удалось занять весь город, кроме кремля. Пугачёвцы сожгли Казань. Город нёс урон не только от бунтов. Бедой были и пожары, которые почти полностью выжигали центр и слободы вокруг него.
Большим событием, подчёркивающим значимость города, стало открытие в 1804 году Казанского университета.
В 1785 г. Екатерина II даровала 'Грамоту городам'. В соответствии с ней все население города было разделено на шесть разрядов. Наиболее многочисленным и самым бесправным был разряд, куда входили люди, 'которые промыслом, рукоделием или работой кормятся', то есть цеховые ремесленники и работные люди.
Горожане выбирали городскую думу из шести человек, поэтому она называлась шестиглавой. Дума избиралась на три года. Возглавлял ее городской голова. Эта должность впервые была введена в России в 1766 г. В думу избирались самые богатые купцы. В XVIII веке городскими головами были И. Ф. Дряблов, А. И. Квасников, П. И. Комаров, П. Д. Смирнов, О. С. Петров и др. Первым казанским головой был купец И. Ф. Дряблов (1767-1769) - владелец казанской суконной мануфактуры. Происходил он из посадских людей г. Чебоксары. Унаследовал суконную фабрику и дом, в котором в 1722 году останавливался Петр I. Его сменил на следующий трехлетний срок В. Т. Поярков, выходец из крестьян д. Сухая Река под Казанью. Ему принадлежали на Арском поле огромные мастерские по выделке кирпича. Вместе с купцом Я. Леонтьевым он нажился на поставке кирпича для строительства домов после пожаров в Казани во время пугачевского восстания. Кроме того, Поярков имел восемь лавок в сапожном и мелочном рядах, каменный дом на Проломной улице. И Дряблов и Поярков были людьми по нраву жестокими.
В 1781 г. была образована Татарская ратуша. В нее также выбирались представители богатых татарских купцов. Они ведали торговыми и промышленными делами татарских слобод.
К середине XIX в. Казань окончательно сформировалась как единый градостроительный организм с четким регулярным планом и функциональной структурой, элементами благоустройства. Рост численности городского населения вызвал в 70-х гг. XIX в. строительный бум. Бесконечные ряды унылого вида двухэтажных доходных домов быстро вытеснили небольшие частные дома и усадьбы, на многие годы сложив облик большинства казанских улиц.
Татарские слободы Казани во второй половине XIX в. характеризовались теми же тенденциями в архитектуре. Общность применявшихся 'образцовых' фасадов обусловила внешнее их сходство, хотя ассортимент применявшихся фасадов несколько не совпадал. Если для русской части города были характерны более выраженные в стилевом отношении фасады 'неогреческого' и 'неоренессанского' типов с относительно богатой пластикой, то татарские дома отличались нейтральностью внешнего вида, отсутствием колонн, пилястр, капителей, геральдической лепнины, античной орнаментации.
Одним из основных стилевых направлений конца XIX и начала XX вв. стала западноевропейская эклектика, сочетавшая в себе элементы барочной и ренессансной архитектуры во внешнем декоре. Одним из характерных зданий этого направления является бывший дом купца Ушкова (ул. Ленина, 33, арх. К. Л. Мюфке, 1904-1912), где ныне располагается библиотека им. В. И. Ленина. Здание это представляет собой полностью реконструированный жилой дом более раннего времени под богатый особняк. Фасады здания покрыты множеством лепных украшений: орлов, грифонов, драконов, масок и гирлянд. Карниз здания увенчан ажурной балюстрадой, керамическими вазами и скульптурными изображениями. Угловая чать выделена цилиндрическим эркером с башенкой и куполом. Множество внутренних помещений роскошно отделано в духе разнообразных стилей всех времен и народов.
В конце прошлого - начале нашего века Казань раскинулась на довольно обширном пространстве (более 25 кв. км) с ярко выраженными возвышенными и низменными частями рельефа. Со временем город оброс многочисленными слободами, населенными рабочим людом, ремесленниками, крестьянами.
Рекой Казанкой, ее протокой Булак и озерами Кабан Казань делилась на три большие части, каждая из которых отличалась своим внешним видом, национальным и социально-классовым составом населения, экономической и культурной значимостью.
Наиболее старинным и красивым районом города являлась центральная ее часть, расположенная в основном на высоких холмах (ныне улица Ленина, площадь Свободы, улицы К. Маркса, Горького). Здесь находились кремль, городская дума, где заседали промышленные и торговые тузы, Гостиный двор, университет, дворянское собрание, ветеринарный институт, учительский институт, гимназии, театр и т. п. Здесь же было сосредоточено большинство русских торговых фирм, магазинов.
С мая 1897 года в городе начались работы по устройству электрического освещения. В июне 1897 г. первые электрические фонари зажглись на центральных улицах Казани. За освещение городских общественных зданий была установлена плата 1,5 копейки в час, а за уличные дуговые фонари 15 копеек; Уличные электрические фонари зажигались и тушились одновременно с газовыми фонарями по установленному расписанию.
Однако и в начале XX в. Казань освещалась в основном газовыми и керосиновыми фонарями, особенно улицы и площади, удаленные от центральной части города. Казанские квартиры в 90-х годах освещались главным образом керосином. Газовым освещением пользовались только торговые заведения, театры и некоторые учреждения. Электрическое освещение в это время делало лишь первые шаги и проникало только в дворцовые здания, в крупные торговые фирмы и лишь в немногие особняки буржуазии и аристократии.
В 60-90-х годах XIX в. в уличном движении и транспорте Казани произошли большие изменения. Развитие промышленности, сопровождавшееся появлением рабочих слобод на окраине города, рост его населения и территории, активизация общественной и культурной жизни вызвали заметные перемены в городском транспорте.
До 1875 г. единственным видом городского транспорта в Казани был конный, состоявший из экипажей богатых собственников и экипажей извозчиков. Извозчики обслуживали все слои городского населения. Большая часть извозчиков принадлежала к артелям, работавшим на предпринимателя, хотя встречались и одиночки, преимущественно из окрестных крестьян, приезжавших зимой на своей лошади в Казань на заработки. Транспортирование больших грузов производили так называемые ломовые извозчики.
В 1875 г. в Казани состоялось открытие конно-железной дороги, по которой ходили маленькие коробочные вагоны, запряженные лошадьми. На крутых подъемах пристегивались дополнительные кони - 'петрушки'. Конка вначале обслуживала в основном лишь центральную часть города, однако в дальнейшем дорога эта была проложена до Адмиралтейской слободы и до завода братьев Крестовниковых.
С середины 90-х годов городская дума передала концессию на дальнейшее строительство конно-железных дорог бельгийским капиталистам ('Бельгийское анонимное общество конно-железных дорог в гор. Казани'), К концу XIX в. в городе действовало пять линий конно-железной дороги: Волжская (от Толчка на Проломной улице до пароходных пристаней на Волге), Проломная (по ул. Б. Проломная до Суконной слободы), Черноозерская (от Черного озера по Грузинской улице к Арскому полю). Центральная (от ВерхнеФедоровской улицы до Рыбнорядской площади), Екатерининская (по Московской улице до завода Крестовниковых). Вагоны тянули две лошади со скоростью 4 версты в час. Конка ходила преимущественно летом с 7 часов утра до 9 часов вечера. В зимнее время движение осуществлялось не регулярно, а по отдельным линиям - вообще останавливаясь до весны. Линия была одноколейной, с разъездами, на которых вагоны должны были дожидаться встречных. Однако конка пользовалась популярностью в городе, т. к. проезд по ней стоил гораздо дешевле, чем на извозчике.
Телеграф получил в Казани распространение со времени открытия 28 декабря 1859 года первой телеграфной станции. В конце 1866 года от Казани были проведены две телеграфные линии к Сызрани и Малмыжу. В 1868 году был установлен буквопечатающий аппарат для связи с Москвой. Через три года Казань соединилась дополнительной линией с Сибирью. В 1876 г. город подключился к международному телеграфному агентству.
В 1881 году было разрешено строительство телефонной сети в 20 местностях страны, в том числе и в Казани, где первые телефоны были установлены на следующий год. В 1886 году в Казани насчитывалось 16 телефонов. Ввиду высокой платы телефоном могли пользоваться только весьма состоятельные люди. Центральная телефонная станция находилась в здании почтовой конторы на углу Покровской улицы и Театральной площади.
К началу XX века в Казани функционировало 6 монастырей (для сравнения отметим, что в Киеве их было 7, в Одессе 3, Перми 1, в остальных губернских центрах Европейской России по 2). Здесь действовало и большое число православных храмов, молитвенных домов и всевозможных часовен (всего 88). Кроме того, к концу XIX века в Казани было 13 мечетей.
Капиталистическая Казань поражала остротой социальных контрастов. Роскошные и нередко причудливые особняки богачей и убогие рабочие казармы, ужасающие по своей нищете ночлежки, многочисленные и страшные казанские трущобы. Масса всевозможных магазинов, забитых самыми изысканными товарами, и полуголодное, нищенское существование буквально десятков тысяч городской бедноты, оказавшихся на самом 'дне' жизни. Неограниченная власть и сомодурство высшей администрации, капиталистов, продажной полиции... и полная зависимость от них рабочего люда, лишенного самого необходимого. Именно так выглядела Казань в эпоху капитализма, в недрах которого созрели условия вначале для буржуазно-демократической, а затем и пролетарской революции, освободивших народ от гнета царизма и буржуазии.

Лучший подарок на юбилей начальнику или коллеге, это копия картины известного художника. И заказать копию картины их очень просто. Вы можете http://royalreplica.ru/ в недорогом интернет магазине копий картин, всем покупателям дарим скидки и подарки, бесплатная доставка, торопитесь цены снижены!